Меню сайта

Категории раздела
Консультационный материал. [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Консультационный материал. » Консультационный материал.

Адаптация детей 2- 3 лет.

АДАПТАЦИЯ

      Проблема адаптации детей первого-второго года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психологическое развитие, дальнейшее, благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от пищи, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для возраста привычки, от которых он уже избавился; ребенок опять начинает сосать палец, грызть ногти.

От чего же возникает такое поведение?

    Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка ранее сформированных стереотипов, касающихся определенного режима дня: укладывания спать, кормление, прогулок, игр, а также стереотипов общения.

    Динамические стереотипы возникают у ребенка с первых месяцев жизни, и формируются с учетом индивидуальных условий, особенностей семьи, накладывая отпечаток на его поведение.

    Пример, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произнести знакомое слово, как малыш начинает зевать, закрывать глазки, т.е. он начинает реагировать на раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя на это лишней энергии.

    Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так довольно часто, при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что ребенок привык засыпать только в том случае, если рядом ложиться мама.

    Пример:- малыш до трех лет был лишен возможности общения со сверстниками, хотя испытывал в этом потребность. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникают проблемы – так как навык общения у него не сформирован.

    Даже в том случае, когда ребенка дома стараются воспитывать правильно (с точки зрения педагогики) в каждой семье есть особенности, и в соответствии, у малышей формируются разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом на колени, другие за стол. И ребенок привыкает играть именно так, того же он будет ждать и от воспитателей в детском саду.

   Часто не смотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, многие родители стараются ему помочь, так быстрее, меньше хлопот. В детском саду же ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

    При поступлении в детский сад малыш не только расстается на длинный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде негативных реакций: плача, появления новых привычек, необоснованных каприз, требований.

Можно ли избежать этого? Может быть, стоит, как можно дольше держать ребенка возле себя?

Конечно, без сомнений – забота и любовь родителей (особенно мамы) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни, ему придется преодолевать множество психологических преград.

 Для их преодоления необходимо развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают: что если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникшие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных для них условиях.

Таким образом – можно сказать, что проходя через адаптацию, мы насыщаем жизнь ребенка эмоциями, учим познавать окружающую жизнь, развиваем самостоятельность, инициативность.

И только совместные усилия родителей – с одной стороны, работников детского сада с другой стороны облегчают адаптацию у детей.

И все же первый месяц пребывания в детском саду самый трудный.

Во-первых, малыш скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх.

Во-вторых, детский сад для него дополнительная нагрузка; ведь теперь приходиться рано вставать, не всегда можно заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других. Иногда проблемой может стать и непривычная еда.

Отмечено наблюдением, что огромное значение имеет психологический, благоприятный настрой не только ребенка, но и самих родителей. Тревога взрослых неизбежно передается малышу. В

первый день маме трудно оставить свое сокровище, особенно когда оно плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, чувствует, что мама расстроена, и начинает себя жалеть.

Маме нужно научится скрывать свое волнение, пообещать скоро вернуться, подбодрив малыша, быстро уйти. Если расставание не затянулось, обычно ребенок отвлекается на новые игрушки, впечатления и успокаивается.

Но, тем не менее, он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому первую неделю (или две) необходимо забирать ребенка из детского сада раньше, постепенно увеличивая время пребывания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

   Продолжительность пребывания ребенка в детском саду необходимо начинать с 1,5 до 2 часов, постепенно увеличивая.
    Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий – дома он нуждается в тишине, в спокойном, ласковом отношении.
В период адаптации не следует ходить с ребенком в гости  и принимать гостей у себя.
Желательно поменьше пользоваться телевизором.
Создать ребенку условия для дополнительного сна.
Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие.
Ежедневные прогулки просто необходимы вашему малышу.
Строгое соблюдение режима дня, спать ребенок должен ложиться не позднее 21 часа.
У каждого малыша есть любимая игрушка – зайка, мишка – в неизвестной, чужой обстановке – это кусочек дома, «защита» от всего чужого – поэтому желательно приводить в детский сад малышей с ней.

Категория: Консультационный материал. | Добавил: людмила (11.12.2014)
Просмотров: 454 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz