Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [28]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

«КАК ПОНЯТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК И РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА»
04.05.2016, 18:20
«КАК ПОНЯТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК И РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА» Мы привыкли, что мир таков, каким мы его видим. Но почему мы видим так, а не иначе? И всегда ли мы воспринимали мир так же, как сейчас? Разглядывая детские рисунки, мы удивляемся фантастичности мира, где фиолетовые зайцы прыгают по лимонной траве, и показываем на реальных примерах, что трава зеленая, а зайцы белые зимой и серые летом… И, постепенно способность ребенка не только обозначать предметы в изображении, но и выражать свое отношение к ним исчезает. Глядя на рисунки маленьких детей, мы легко критикуем их: «Это не собака! У собаки четыре ноги, два уха, зубы, хвост!». А на рисунке у собаки может оказаться пять ног или одно ухо. Его автору важно было запечатлеть мелькание лап бегущей собаки. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Это красный помидор, но помидор может быть алым, темно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный свет. Зеленое яблоко, освещенное лампой, не будет просто зеленым. На свету оно будет желто-зеленым, в тени- сине-зеленым. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Замечательный психолог Рудолф Арнхейм, впервые проанализировавший процесс развития детского рисунка как процесс развития зрительного восприятия, писал: «Проследить за тем, как из каракулей ребенка возникает организованная форма, - это значит увидеть одно из удивительных явлений природы». Ребенок, считает ученый, не начинает с частей и не идет от них к целому, а наоборот, от изображения диффузного грубого целого он постепенно переходит к изображению частей. А между тем на наших глазах рождается новый мир – мир изображений. Рука творца отделяет «свет от тьмы», форму от пространства. Эта форма в этом пространстве может быть чем угодно, кем угодно и где угодно. С ней можно играть, наделяя в своем воображении сотнями образов. «Детский рисунок часто не соответствует тому, что желает увидеть взрослый. Но стоит ли укорять детей, и имеем ли мы на это право? Ведь ребенок не копирует, а моделирует предметы действительности» - писал философ Даниил Пивоваров. Процесс закрепления определенного смысла за изображением чрезвычайно важен для ребенка. Одновременно или чуть позже ребенок с помощью взрослого начинает осваивать и социальный опыт: учиться создавать изображения, понятные старшим. Но на этом пути его подстерегает большая и неожиданная для ребенка опасность агрессивного непонимания… Вот реальный пример истории из жизни. Родители одного мальчика были обеспокоены тем, что Гриша перестал рисовать, когда пошел в детский сад. Постепенно, познакомившись с бережно сохраненными родителями «до-садичными» рисунками мальчика и поговорив с воспитателями, выяснилось, что проблема заключена в несовпадении значений одной и той же графической формы у мальчика и воспитателя. Конфликт начался с задания, обязательного по программе для младшей группы детского сада. Ребятам предлагалось нарисовать заборчик для зайчика (тема уже сама по себе вызывает недоумение, но программа есть программа…) Но для Гриши две длинных горизонтальных линии и множество пересекающих их коротких вертикальных линий обозначали железную дорогу! Этот предмет был основой его рисунков о путешествии на поезде. Отказываясь от навязываемого ему содержания, мальчик защищал созданный им мир. Нельзя к детскому рисунку подходить с позиций «похоже не похоже». Для ребенка рисунок всегда похож на окружающий его мир. Нужно попытаться выяснить, о чем рисунок, почему ребенок все это изобразил. Ведь образ на листе всегда неслучаен, и юный художник всегда с доверием и радостью отзовется на заинтересованное внимание взрослого. Психолог Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что в психическом развитии человека теснейшим образом связаны две тенденции: перевод чувственного опыта (двигательно-тактильного, слухового и др.) в зрительные образы и развитие обозначающей функции речи. Но если говорить, читать, понимать речь ребенка учат, то переводить свой чувственный опыт в зримые образы ребенок, к сожалению, чаще всего учиться самостоятельно. Примеры приведенных ниже занятий отражают опыт целенаправленного обучения способам перевода эмоционально чувственного опыта в зрительные образы. Как-то так получилось, что попытка упорядочить опыт работы по развитию цветового зрения детей привела к необходимости разделить занятия по степени авторского участия ребенка в процессе создания изображения. Примеры занятий, предполагающих различные уровни самостоятельности ребенка, сгруппировались в разделы, условно обозначенные как «желтый», «синий», «красный». Желтый – упражнения, в котором преобладают репродуктивные методы обучения, идет формирование умений и навыков художественной деятельности. Синий – это примеры заданий, в которых ребенок поставлен в условия сознательного поиска образного решения, при этом он закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и навыки художественной деятельности. Красный – задания, требующие максимального проявления творческой индивидуальности ребенка. Задания, в процессе выполнения которых педагог практически не участвует. А сейчас я вам предлагаю проиграть эти цвета. «Сказочная ночь» Задание Создай образ ночи, в котором открывается тайна свечения светлого на темном. Нам понадобятся Белый лист бумаги А3 Набор художественных гуашевых красок 12 цветов Кисти плоские Тряпочки для вытирания кистей Работаем на мокром листе Задачи, которые пробуем решать Эмоциональные: создание атмосферы таинственности и предчувствия чуда. Практические: закрепление навыков работы с художественными материалами и инструментами; освоение способов получения оттенков темного синего, зеленого и др. цветов и оттенков светлого цвета; формирование навыка смешивания цветов и получение большого количества оттенков. Интеллектуальные: знакомство с понятиями «темный» и «светлый», формирование представлений о контрасте светлого и темного. Вариант разговора с детьми Посмотрите, какой белый лист бумаги! Светлый, как белый день. Но вот приходит назначенный час, и Ночь осторожно, неслышно вступает в свои права. Как появится Ночь на ваших рисунках? Осторожно подкрадется из уголков листа? Или опуститься мягким покрывалом? Или родиться из темной точки посередине? Кисточка тихо и неслышно тянет за собой покрывало ночи и постепенно на листе не остается ни одного белого пятна. Покрывало ночи соткано из легкий дуновений ночного ветра. Они темные, ночные, но все равно разные! Зеленоватые и синие. Лиловые и фиолетовые. Для того, чтобы можно было их различить, берите краски из разных баночек. А теперь вымойте кисточки, будем зажигать звезды. Наберем на кисточки самой светлой краски и встряхнем ее над поверхностью листа. СИНИЙ Каждое развивающее задание для детей должно мотивировать творческий поиск формы, в которой можно выразить свое отношение к изображаемому предмету; оно должно приводить к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, полету мысли и фантазии. Замерзшее дерево Создай образ замерзшего дерева, передающий ощущение холода с помощью цвета. Нам понадобятся Лист белой бумаги. Набор художественных гуашевых красок 12 цветов. Кисти плоские, кисти круглые. Тряпочки для вытирания кистей. Раздаточный материал: графические изображения или фотографии деревьев различных пород без листвы. Кроме того понадобятся изображения сосулек, кристаллов, снежинок. Задачи, которые пробуем решать Эмоциональные: побудить детей вспомнить свои ощущения, когда им было холодно, создать условия для переживания холода, зябкости. Практические: освоение способов получения оттенков синего цвета, постепенного перехода от более холодного к более теплому, от светлого к темному; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков. Интеллектуальные: анализ формы и строения ветвей лиственных деревьев, например, линии веток березы, дикой яблони, боярышника, клена, облепихи…; знакомство с понятием «холодный» - «холоднее», «теплее»; «светлый» - «светлее», «темнее»; формирование представлений о контрасте светлого и темного; о том, что цвет может дать явлению или предмету эмоциональную характеристику. Соотнесение ощущения холода с характером линий, которые может выбрать ребенок при изображении дерева. Вариант разговора с детьми Мы сидим сейчас в теплом помещении, а за окном ветер, снег, холод. Деревья, которые мороз не успел укутать белым пушистым снегом, замерзли, да и под снежным покрывалом им совсем не тепло. Давайте представим себе, что мы оказались на улице без шубок, шапок и варежек. (Дети демонстрируют.) Мы пытаемся сохранить тепло, которое у нас есть: для этого группируемся, съеживаемся, превращаемся в маленький комочек, голову втягиваем в плечи, пальцы сжимаем в кулачки, обхватываем себя руками. Мы – замерзшие деревья. Туловище – это ствол, руки-ветки. Дереву холодно, оно пытается закрыться от пронизывающего ветра и мороза. Оно скрючивается, сжимается, сгибается, но не падает. Выберем то дерево, которое больше всего нравиться (предлагается раздаточный материал рисунки на которых изображены деревья различных пород). Представим себе, что твое дерево замерзло и превратилось в дерево сосульку, дерево – сугроб, дерево – снежное кружево, дерево – кристалл, дерево – снежинку. Создавая тот или иной образ, необходимо напомнить, что дерево – это обязательно ствол (туловище) и ветки (руки), что дерево растет снизу вверх, ветки растут из ствола, в местах присоединения образуются утолщения. Замерзшее дерево может быть большим, старым и одиноким, маленьким, гордым, сломленным. Кто-то из вас представит дерево во вьюге, кто-то в хрустальном покое, кто-то в зимнем сне. Выкладываем на палитру синюю, голубую, зеленую, желтую, красную краски. Для получения холодного оттенка в каждую краску добавляем синюю краску. КРАСНЫЙ Красный цвет из всех теплых цветов наиболее энергичный. Мы символически связываем с ним пик свободы, энергии, напряжения, преодоления. Я – рыба? Птица? Цветок? Представьте себе, что вы превратились в рыбу (птицу, растение…) Как вы выглядите? Хищная рыба или нет? Что вы едите? Где живете? С кем встречаетесь? Кто приходит к вам в гости? Нарисуйте. Комментарий для взрослых Обратите внимание на то какую рыбу рисует ребенок. Сколько героев на листе? Где главный герой? Маленький он или большой? Почему ребенок выбрал то или иное решение? Каковы взаимоотношения между героями? Какие цвета выбирает для характеристики ситуации? В подобной ситуации можно проверить насколько взрослый влияет на выбор детей. Дошкольники интуитивно подстраиваются под эмоциональный фон взрослого. Если все дети в группе рисуют ярко энергично или все без исключения подбирают легкие, нежные оттенки, педагогу стоит задуматься и может быть время от времени менять себя, входить в образ другого человека. Например вместо привычного эмоционального напора в речи проговорить тихо, почти шепотом. А если постоянный фон занятия умиротворение, стоит пошуметь и подвигаться? Зачем нам наблюдать за ходом работы в каждом из заданий, рассматривать и анализировать рисунки? Неужели мы хотим все подряд исправлять и корректировать? Нет. Нам важно другое: увидеть особенности ребенка. Понять, как в дальнейшем общении с ребенком замечать и сохранять те особенные свойства характера и восприятия, которые отличают его от других и делают уникальным. Чтобы вовремя заметить, какая информация имеет особенное значение для ребенка в данный момент, и помочь ему ею воспользоваться. Мы не знаем, для чего это нужно, но раз его рисунки об этом говорят – значит, он ощущает в этом потребность, это важно для его развития. Наконец, чтобы просто помочь в том, о чем он даже не научился нас просить. Наше внимание к интересам ребенка позволит ему приобрести уверенность в том, что его точка зрения на мир, его самобытность имеют право на существование.
Категория: Мои файлы | Добавил: людмила
Просмотров: 236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz